Будда. Духовный учитель, живший в глубине веков, или мифический персонаж, постигший истинное пробуждение. Кто он?
О Будде и буддизме я слышала самые крохи и никогда особо не интересовалась этой религией, но однажды автор книги «Сознательная эволюция человека» Александр Клюев раскрыл мне удивительный смысл Будды. Оказалось, что Будда — это один из самых сильных духовных учителей планеты. Будда — это свет, просветление и пробуждение.
Я хотела бы, чтобы, прочитав эту статью, вы по-новому взглянули на это имя и на то, чему учит философия буддизма. Конечно, в рамках изучения силы мысли и практик медитации, эта информация сделает все, что вы практикуете более понятным.
Также вы узнаете о силе медитации, и я расскажу каким пяти ключевым медитациям обучал Будда.
Для написания этой статьи я использовала материалы из сборника Александра Клюева «Сознательная эволюция человека», которая состоит из трех книг: «Уроки из будущего», «Свобода от смерти» и «Хождение в вечность».
Дочитайте статью до конца и напишите, как изменилось ваше мнение об этом удивительном человеке — Будде.
Если вы хотите больше узнать о возможностях нашего подсознания, понять, как с помощью силы мысли увеличивать доход и менять будущее приходите на закрытый мастер-класс Елизаветы Волковой.
Для читателей блога вход бесплатный >>>
Кто такой Александр Клюев
Прежде чем я начну делиться с вами постулатами буддизма из сборника «Сознательная эволюция человека», безусловно, я бы хотела вам представить автора этих книг — Александра Васильевича Клюева.
Александр Васильевич Клюев родился в Москве в 1948 году. Это человек, который смог достичь истинного духовного просветления в наши дни.
Когда Александр Васильевич осознал истинную природу мироздания, он пожелал поделиться опытом с другими людьми, избрав для этого путь писательства.
Клюев является автором около двухсот научных работ, книг об эволюции человечества, сознании самого человека. Наиболее известны труды автора:
- «Сознательная эволюция человека»,
- «Этюды супраментальной жизни. Проживая Агенду Матери»,
- «Пора перестать умирать. Можно ли обрести бессмертие уже сейчас?»,
- «Путь сознательной духовной эволюции — единственная дорога в будущее».
Клюев назвал свою методику духовной работы — путем сознательной духовной эволюции. Данный путь может пройти любой человек, освободившись от оков страдающего ума, эго.
По теме: ТОП-100 книг о силе мысли
Будда
Сиддхартха Гаутама, известный всему миру как «Будда», (что в переводе означает «просветленный»), родился в 563 г. до н. э.
Основатель буддизма, о жизни которого существует огромное количество легенд и историй. Вот что рассказывает о Будде Александр Клюев.
… Его имя в миру принц Сиддхарта. Он был потомком рода индийских царей. Мать Сиддхатра умерла в родах и его воспитывал отец. Молодой человек ни в чем не знал отказа.
Сиддхатра получил великолепное домашнее образование. Его досуг был наполнен играми, развлечениями и любовными утехами. Он предполагал, что жизнь прекрасна. Он жил в этой иллюзии пока случайно за стенами дворца не увидел настоящую жизнь. И не узнал, что в мире существуют болезни, горе, смерть.
После этого Сиддхатра утратил покой. Он мечтал найти Истину, постигнуть настоящие причины болезней и страданий. И однажды он покинул отчий дом. Оставив жену и грудного сына, он отправился на поиски Истины. Сиддхатра стал бродячим монахом. Так началась его долгая странствующая жизнь под именем аскета Гаутамы.
В результате длительных странствий отшельник Гаутама обрел просветление. Его стали называть Буддой. Это случилось в возрасте 35 лет. Он стал основателем революционного учения.
Все, чего достиг Будда, было сделано только при помощи личных усилий воли, без каких бы то ни было божественных атрибутов. Всех ищущих Будда призывает рассчитывать в пути только на собственную волю и свои силы. В этом и заключается главное отличие буддизма от Гаутамы Будды — религии без Бога.
Конечно, нет никаких сомнений в том, что Будда является реальной исторической личностью.
Подавляющее большинство исследователей считают его исторической личностью. Вопрос лишь в том, находим ли мы в существующих рассказах о Будде следы этой личности.
Вся информация о нем слилась с легендами и сказаниями. И вместо точной биографии мы имеем лишь идеальный образ того, каким был Гаутама Будда — пример, к которому должен стремиться каждый буддист.
Главное в этом стремлении, конечно же, соблюдение морально-этического кодекса буддистов, лежащего в основе повседневного поведения и всего учения Будды.
Четыре благородные истины от Будды
Учение Будды зиждется на так называемых четырех благородных истинах, которые лежат в основе этического кодекса буддистов:
- Наличие страдания,
- Причина страданий,
- Прекращение страданий,
- Путь, который ведет к прекращению страданий (к Нирване).
Будда абсолютно точно подметил, что корень всех человеческих зол и страданий лежит в наличии мыслей и желаний. Лишь избавление от них способно принести человеку истинное освобождение.
До тех пор, пока человек находится в плену мыслей и желаний, он обрекает себя на страдания. Избавление от тирании мыслей и желаний и установление в сознании ищущего ментального и витального безмолвия — непременное условие успешного продвижения по Пути Сознательной Эволюции.
(из книги А.Клюева “Хождение в вечность”)
Наверное, вы заметили, что понятие «желание» в данном контексте используется в негативном ключе, что, как вы знаете, не соответствует теме исполнения желаний и идеологии нашего блога в принципе.
Но спешу заметить, что здесь под “мыслями и желаниями” имеется ввиду работа эго, ума, то, с чем встречается ежедневно каждый из вас, когда в голове хаос и буря мыслей, страхов, переживаний. Будда говорит именно об этом, а вовсе не о том, что нельзя желать быть счастливым.
Теперь рассмотрим каждую из четырех истин более подробно.
Первая благородная истина
Она гласит о том, что все, что есть в этой жизни — есть страдание. И рождение, и старость, и привязанность ко всему земному и есть страдание.
Вторая благородная истина
Эта истина о том, что причина всех страданий — жажда, которая приходит от перерождения к перерождению, жажда жизни, жажда тленности и страстные желания.
Очень часто из-за отсутствия бдительности ума, под воздействием множества бесконтрольных, динамичных мыслей мы испытываем потребность в реализации низких желаний, идущих от ума, а не от души.
То есть — наши желания идут от страхов, сомнений, нужды, борьбы с миром. Мы испытываем низкие вибрации, и наши желания соответственно низшие.
Согласно учению Будды такие желания являются корнем всех страданий.
Потому как страдание — ничто иное как негативные мысли, страхи и желания, идущие из потребности. Все это мешает человеку быть духовным.
А вот желания, идущие от души, приносят развитие и радость. Только благодаря бдительному уму, который взят «под контроль», можно осознать какие ваши желания низшие и идут от страданий и потребности, а какие желания — от души, дарят развитие и радость.
Третья благородная истина
Повествует о том, как прекратить страдания. «Полное освобождение от этой (жажды жизни), конечная победа над страстями, их изгнание, отвержение, оставление».
Иными словами — отречение от негатива, пагубных разрушающих мыслей, страхов, страстей и низших желаний.
Четвертая благородная истина
Говорит нам «о пути, ведущем к угасанию всякой скорби, это поистине священный восьмеричный путь»
О восьмеричном пути расскажу чуть ниже. А пока несколько слов о том, что подразумевается под словом «нирвана».
Нирвана — это состояние полной свободы. Свободы от страданий, страстей, желаний, гнева и мучений. Приходит постоянное умиротворение, вечный покой и ощущение высшего счастья.
Происходит разрыв в кольце перерождений душ и перевоплощений, на смену приходит вечный, абсолютный покой.
Священный восьмеричный путь
Приведу вам выдержку из книги с характеристикой восьмеричного пути. Вот как он изложен для монахов в древнем источнике:
Священный восьмеричный путь:
- Правильное понимание (свободное от суеверий и заблуждений).
- Правильное мышление (высокое и подобающее разумному человеку).
- Правильная речь (добрая, открытая, правдивая).
- Правильные действия (мирные, честные, чистые).
- Правильный образ жизни (не приносящий ущерба или опасности живым существам).
- Правильное усилие (в самовоспитании и в самоконтроле).
- Правильное внимание (активный, бдительный ум).
- Правильное сосредоточение (глубокая медитация на подлинной сущности жизни).
Для мирян же Будда предлагает простой этический кодекс Панча Шила, включающий пять заповедей:
- Воздержание от убийства.
- Воздержание от воровства.
- Воздержание от прелюбодеяния.
- Воздержание от лжи.
- Воздержание от возбуждающих напитков.
Будда об основах повседневного поведения
В основу повседневного поведения Будда закладывает своеобразный морально-этический кодекс, соблюдение которого возможно только при абсолютной бдительности ума.
Иными словами, «бдительность ума» является основой, ключевым пунктом во всем морально-этическом кодексе буддизма.
Потому как придерживаться правил и особенностей учения невозможно без бдительного ума.
Что такое «бдительный ум»?
Это контроль мыслей, осознанность.
Дело в том, что человек постоянно впечатлен, постоянно о чем-либо рассуждает и эмоционально на все реагирует. Часто бывает так, что мысленно прокручивает диалоги прошлых событий и снова переживает моменты вчерашнего дня.
По теме: Как перестать беспокоиться и найти счастье внутри себя
Мысли всегда улетают или перепрыгивают, всегда заняты чем-то. Тем временем сам человек живет будто на автомате…
И как правило, люди не осознают, чем забита их голова. Признайтесь, вы тоже редко прибегаете к контролю мыслей и с трудом можете сказать, о чем вы думаете?
А ведь все это признаки отсутствия бдительности ума.
Будда говорит:
Беспокойный переменчивый ум трудно защитить, трудно контролировать — мудрый человек приводит его в порядок, как мастер выправляет трубу.
Действительно, контролировать ум очень тяжело. Дело в том, что наш ум чрезвычайно хитер и быстр.
Трудно отслеживать мысли, когда наш разум буквально везде, подвижно реагирует на внешние события. Мысленный поток неустанно уносит нас и нам кажется, что мы никак не можем противиться этому потоку.
Вспомните, сколько раз в разговорах нить рассуждений уводила вас далеко от первоначальной темы?
А вы потом долго не могли вспомнить, почему разговор унес вас настолько далеко от азов обсуждения.
Но несмотря на то, что контроль ума кажется чем-то невозможным, важно понимать, что на самом деле это не только возможно, но и является благом, «контролируемый ум является проводником счастья».
Важность контроля ума
Почему контроль ума является важным и практически ключевым условием?
Контролировать ум — дело довольно хлопотное, однако это является необходимым условием для достижения важнейших промежуточных этапов Сознательной Эволюции, а именно — для выхода сознания в Высшие Сферы и для последующего раскрытия психического существа (души).
Иными словами, лишь научившись управлять своим разумом, можно выйти на новый уровень сознания, раскрыть свою душу, достичь просветления и навсегда очиститься от «мусорных» мыслей.
Вспомните: ведь ключевым условием для того, чтобы мастерски исполнять свои желания, является осознанность и чистота ума.
Когда мы осознанны и чисты, наша энергия набирает обороты, мы становимся настоящим магнитом своих желаний, вершителем своей реальности, наше сознание пребывает на совершенно ином уровне.
Мы осознаем, о чем думаем ежедневно и начинаем осознавать свои истинные, духовные желания.
Как вы понимаете, контролировать свой ум невероятно важно. И одним из самых эффективных методов контроля ума является наблюдение.
Эффективный способ контроля заключается в постоянном наблюдении возникающих в уме мыслей и эмоций. Не надо никакой борьбы с ними — просто беспристрастное (незаинтересованное) наблюдение.
Только при этом условии обеспечивается тотальная бдительность ума и правильное (истинное) понимание всего происходящего как во внешнем мире, так и в собственном сознании.
Этот способ очень напоминает медитацию, состояние «момента сейчас», высокую осознанность и бдительность ума.
Великий практик-эволюционист и ученый 20-го века Шри Ауробиндо называет данный способ активной медитацией.
Необходимо наблюдать за потоком своих мыслей и осознавать то, о чем вы думаете. Прямо сейчас возьмите свои мысли под контроль, сделайте ваш ум бдительным.
Далее поговорим о том, что думал о медитациях или правильном сосредоточении сам Будда.
Как следует медитировать по мнению Будды
Вообще медитации в понимании буддизма — это правильное сосредоточение ума. Выделяют несколько этапов медитаций для сознательной эволюции человека.
Будда сказал:
Существует пять медитаций.
Первая медитация:
Любовь. Вы должны открыть свое сердце.
По-настоящему ощутить возвышенные чувства любви ко всем. Абсолютно ко всем существам испытать любовь. Почувствовать стремление к благу всех живых существ на земле, даже к тем, к кому обычно относитесь негативно (врагам, вашим недоброжелателям).
Вторая медитация:
Сострадание. В этой медитации вы должны думать о тех, кто находится в беде. Глубоко понимать их печали, несчастья и пробуждать в себе чувства сострадания.
Третья медитация:
Радость. Данная медитация о чувстве возвышенной радости за всех живых существ на земле.
Думайте о процветании и успехе других, искренне радуйтесь за них, как за самого себя, ощутите положительные эмоции.
Четвертая медитация:
Нечистота. В этой медитации вы обращаете внимание на отвратительные последствия минутных, греховных удовольствий.
Вы рассматриваете, как приходит плата за греховные деяния в виде болезней и страданий. «Как незначительны часто минуты удовольствий и как губительны их последствия».
Пятая медитация:
Безмятежность. В этой медитации необходимо возвыситься над ненавистью, над любовью, над жестокостью, над богатством и желанием. Возвыситься над всеми эмоциями.
Важно добиться беспристрастности, возродить в своей душе абсолютное спокойствие. Затем посмотреть на свою собственную жизнь и развитие судьбы беспристрастно.
Давайте разберемся, что же в медитативной практике является истинной медитацией, а что ее суррогатом или медитацией ложной?
По теме: Медитация — кратчайший путь к исполнению заветной мечты
Что такое истинная медитация?
Истинная медитация — состояние тотально спокойного, незаинтересованного ума. Когда вы становитесь истинным наблюдателем своих «движений» разума.
Любая эмоция или мысль не смогут пройти мимо вас незамеченными. Вы осознаете каждое изменение в своем сознании.
Ничто не должно уйти от вас и остаться без внимания вашего внутреннего наблюдателя.
Важно!
Кроме того, вы не должны давать оценку возникающим и осознаваемым мыслям, а также придавать им какой-либо эмоциональный окрас.
Для этого наблюдающее сознание должно постоянно находиться в настоящем моменте времени, а не «гулять» в прошлом или в будущем или абстрагироваться в пространстве. Иными словами, истинная медитация — это пребывание сознания в настоящем моменте времени.
То есть, не смотря на позицию «наблюдателя», вы должны находиться в моменте «здесь и сейчас». Не блуждать в чертогах разума, бесконтрольно думая о чем попало, а постоянно возвращать свои улетающие мысли в момент настоящего.
Только при таких условиях тотальное сознание возможно. Происходит отключение работы разума, наступает тишина ума.
Хочу добавить, что истинная медитация имеет два вида: активная и спонтанная.
Активная медитация
Активное внимание, осознанность момента «сейчас».
Наблюдатель должен постоянно фильтровать собственные мысли. Как правило, практикующему активную медитацию нет необходимости быть привязанным к морально-этическому кодексу или постулатам.
Человек, практикующий активную медитацию, не нуждается в жесткой привязке к «необходимому перечню» морально-этических норм поведения или к каким-либо разрешающим или запрещающим догмам, за него фильтрующую работу успешно выполняет внутренний Наблюдатель (Свидетель), для чего активное (бодрствующее) сознание должно находиться в настоящем моменте времени.
Безусловно, первое время практиковать активную медитацию будет трудно. Потому как бодрствующее сознание привыкло «бесконтрольно гулять».
Сознание постоянно будет стремиться к тому, чтобы вновь работать в режиме «бессознательного», в автоматическом состоянии.
Главное — не позволять сознанию находиться без контроля.
Именно активное внимание (осознание текущего момента) призвано возвращать его в настоящее время.
Спонтанная медитация
Спонтанная медитация — это абсолютно безусильный вид истинной медитации, при котором рожденное психическое существо, наше сокровенное «я», спонтанно (в реальном течении времени), не допуская разгула мыслей и эмоций, выполняет роль верховного цензора, обеспечивая тем самым безошибочность поведения и действий в любых ситуациях.
Иными словами, в данной медитации мы совершенно естественно и без усилий не допускаем бесконтрольного разгула мыслительного потока. Мы осознанны.
Вместо эпилога
Вместо заключения хочу добавить, что сама идея медитации в том, чтобы намеренно вызвать у себя особое, трансовое состояние. Благодаря измененному сознанию можно очиститься от всех ненужных, мусорных мыслей и успокоить свой постоянно работающий ум.
Медитации позволят вам стать спокойными, осознанными, умиротворенными.
Практикуйте медитации! Конечно, первое время вам будет тяжело концентрировать внимание на одной мысли, останавливать внутренний диалог.
Но со временем это пройдет и, как дополнительный бонус, вы не только сможете наслаждаться умиротворением и тишиной ума, но и с помощью медитаций будете способны исполнять свои настоящие, духовные желания.
Мне очень нравится авторская медитация Елизаветы Волковой, которая позволяет максимально расслабиться и погрузиться в глубокие слои подсознания для того, чтобы исполнить свое заветное желание. Она позволяет успокаивать ум и оставлять голову без мыслей. Найти ее можно здесь ↓
[ecwid_product id=»85204263″ display=»picture title price options addtobag» version=»2″ show_border=»1″ show_price_on_button=»1″ center_align=»1″]
Можете практиковать ее, воспользоваться медитациями от Будды или подобрать что-то другое, что вызывает отклик именно у вас. Делитесь в комментариях, какая медитация вам по душе.